Καψο Χωρα

Главная

Прошлое

Настоящее

Природа

Как добраться

Полезная информация

Слайд-шоу

Тест: С женой на отдых

Новости Крыма

Политобозрение

Гостевая книга

Фотогалереи


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

расп. автобусов  |  поездов  |  доп. поездов

Приближается время долгожданного отпуска. Вы заработали свой отдых, работая не покладая рук.

Где же провести это время, чтобы, перефразируя классика, не было бесконечно больно за бесцельно прожитые дни? После долгих раздумий, взвесив все за и против, Вы все-таки выбрали Крым, более того, из многих его достойнейших мест - Морское. Следующий вопрос - как добраться до достойнейшего из достойных? Вариантов, как минимум, два. На автомобиле, если таковой имеется и, если у Вас душа романтика, ибо такая поездка таит в себе множество непредвиденного и таинственного. Второй вариант более прозаичен и прост - общественный транспорт. Если выбор за вторым, то Вам можно покинуть эту страничку, кликнув на ссылки с расписанием движения этого самого транспорта.

 С романтиками разговор отдельный, особенно , если они не являются жителями Украины. Вам необходимо усвоить ряд правил, чтобы, по возможности, избежать недоразумений с представителями украинской власти. Они приведены ниже в статье Дыбова Антона  (путешественника в Украину со стажем).

Пересекаем границу Украины

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 16.01.1997 между правительствами России и Украины о безвизовых поездках граждан, граждане РФ вправе въезжать, выезжать и передвигаться по территории Украины без виз, с соблюдением действующих там правил пребывания и регистрации, по удостоверяющим личность и гражданство документам. К таким документам, в частности, относятся «внутренний» либо заграничный паспорт гражданина РФ, удостоверение личности офицера (а также генерала, адмирала, прапорщика, мичмана) или военный билет военнослужащего вооруженных сил РФ (Приложение 1 к Соглашению).
    Что касается детей, то в Приложении 1 к Соглашению упомянуто, что дети, не достигшие возраста 16 лет могут въезжать на территорию Украины со свидетельством о рождении. Однако, Соглашение было заключено еще в начале 1997 года, а потому не учитывает произошедших в законодательстве РФ изменений.
    Сейчас, как известно, «внутренний» паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста (п.1 Положения о паспорте гражданина РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828). В результате, если Вашему ребенку до поездки в Крым исполнилось 14 лет и у него нет собственного заграничного паспорта, желательно отложить путешествие до тех пор, пока он не получит «внутренний» паспорт. Напомню, что «заграничный» паспорт Ваш ребенок вправе получить хоть на следующий день после своего рождения, при наличии заявления на то хотя бы от одного родителя (п.1.6 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов для выезда из РФ и въезда в РФ, утв. Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310). Если же Вы предпочли вписать ребенка в свой загранпаспорт, то помните, что такая запись производится лишь в отношении детей, не достигших возраста 14 лет (п.1.6 Инструкции, утв. Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310).
    Для малышей тоже не все так просто. В соответствии с действующим законодательством РФ свидетельство о рождении само по себе не подтверждает наличие российского гражданства у ребенка, независимо от того, что родился он на территории РФ, а оба его родителя – россияне. Глупость, но что поделаешь. То есть Приложение 1 к Соглашению в этом случае не работает – свидетельства о рождении ребенка, не достигшего возраста 14 лет для въезда в Украину будет недостаточно. Российское гражданство ребенка в настоящее время подтверждается вкладышем в свидетельство о рождении (п.40 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325), выдачей которых занимаются подразделения паспортно-визовой службы МВД РФ (п.2 Приказа МВД РФ от 18.04.2003 N 257). Поэтому если вкладыша у ребенка нет – обратитесь в свой паспортный стол за информацией, где его получить и что для этого нужно.
Если один из родителей ребенка остается дома, то на всякий случай, обзаведитесь его нотариально заверенным согласием на пересечение ребенком границы РФ. Правда, должен сказать, что прямо ничего подобного в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» не предусмотрено (обязательность наличия согласия установлена только для случаев, когда ребенок едет за пределы России один без родителей с сопровождающим – ст.20 Федерального закона от «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ»). Однако, статьей 21 указанного Закона закреплено, что в ситуации, когда остающийся в РФ родитель против выезда ребенка, он имеет право запретить такой выезд в судебном порядке, подав предварительно соответствующее заявления в органы МВД (Правила подачи заявления о несогласии на выезд…, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.05.2003 N 273). Лучшим доказательством того, что такое заявление вторым родителем не подавалось будет являться его нотариально заверенное согласие на выезд ребенка. Но, повторюсь, это мое личное мнение и прямо в Федеральном законе от «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» обязанность родителя, следующего через границу с ребенком, получать нотариально заверенное согласие второго родителя, оставшегося дома, не предусмотрена.
    Будем считать, что с документами пассажиров Вашего автомобиля мы разобрались. Теперь давайте посмотрим, какие «бумажки» должны быть при пересечении границы Украины на сам автомобиль.
Начнем со свидетельства о регистрации транспортного средства. Привыкайте к тому, что здесь на границе и далее в Украине этот документ представители власти и просто люди часто называют техпаспортом. Название это неофициальное, официально же данный документ называется также как и у нас – свидетельство о регистрации ТС. Тот же техпаспорт, к которому привыкли все мы, никому не интересен и никто его никогда не спрашивает. Это особенно актуально для владельцев машин, приобретенных в кредит, ведь у них техпаспорт обычно находится в залоге в банке, предоставившем кредит. Такие автовладельцы могут ехать в Крым безбоязненно, у меня у самого «кредитная» машина, проблем не возникает.
    С доверенностями ситуация следующая. Сразу скажу, что не очень приятная.
В период действия «старого» Таможенного кодекса Украины (до 01.01.2004), его статья 71 разрешала временно ввозить ТС на территорию страны только его собственнику или членам его семьи по доверенности, полученной от собственника. Однако, «старый» Таможенный кодекс от 12.12.1991 N 1970-XII в настоящее время утратил силу, а «новый» от 11.07.2002 N 92-IV ничего подобного не содержит. Кроме того, Законом от 24.03.2004 N 1661-IV Украина присоединилась к Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990. Из содержания пп. «b» ст.5 Приложения С к данной Конвенции можно сделать вывод о том, что основным условием для временного ввоза автомобиля на территорию Украины является его регистрация в Российской Федерации на имя российского же гражданина, независимо от того, кто осуществляет временный ввоз: собственник автомобиля, члены его семьи или иные доверенные лица.
    На основании этого я было хотел обрадовать всех россиян, управляющих автомобилем на основании доверенности, что никаких проблем с посещением Украины у них не будет. Но меня вовремя предупредили, что Закон Украины от 16.07.1999 N 986-XIV с невыразительным названием «О внесении изменений в некоторые законы Украины, касающиеся финансирования дорожного хозяйства» содержит норму, согласно которой с 01.01.2000 управление и эксплуатация автомобилей, временно ввезенных на территорию Украины допускается только лицами, являющимися на момент пересечения границы собственниками данных автомобилей или близкими родственниками собственника (жена, муж, дети, родители) (ст.2 части II Закона).
    Получается, что согласно действующему украинскому законодательству временно ввезти ТС может любой, а вот эксплуатировать его в Украине вправе только перечисленные выше лица. Однако, относительная неизвестность упомянутого мной Закона Украины от 16.07.1999 N 986-XIV может сыграть на руку российским водителям, управляющим автомобилем на основании доверенности, выданной собственником, не являющимся одновременно его близким родственником. «Обычный» инспектор ДПС может попросту не знать о нем. По крайней мере на официальном форуме Департамента ГАИ МВД Украины мне объясняли, что сотрудники ГАИ не чинят никаких препятствия для движения российским водителям, «оснащенным» доверенностью.
    Тем не менее, при принятии решения ехать в Крым на автомобиле, к примеру, «купленном» по генеральной доверенности, нужно оценивать все последствия такого шага, в том числе неблагоприятные. Ведь если Вас остановит грамотный инспектор ДПС, который сможет с уверенностью воспроизвести норму Закона Украины от 16.07.1999 N 986-XIV, то у него появятся основания для того, чтобы отстранить Вас от управления, приравняв этот случай к ситуации с отсутствием документов, подтверждающих право на владение и управление автомобилем (ч.21 ст.11 Закона Украины от 20.12.1990 N 565-XII «О милиции»). Если же по памяти воспроизвести норму Закона он не сможет, то у Вас появится шанс избежать отстранения от управления, объяснив инспектору, что таможенное законодательство Украины не запрещает въезжать на ее территорию на «доверенном» автомобиле и умолчав при этом о Законе Украины от 16.07.1999 N 986-XIV.
    В общем, решать Вам.
    Следующим по значимости документом для пересечения границы на автомобиле является, естественно, действительное водительское удостоверение. Подойдут оба варианта российских национальных «прав», поскольку каждый из них соответствует требованиям, установленным в Приложении 9 к Конвенции о дорожном движении от 19.09.1949, участницей которой является и Украина (п.32 Положения о порядке…допуска граждан к управлению ТС, утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.05.1993 N 340).
    Напомню также, что помимо национального, Вы можете получить в своем отделе ГИБДД международное водительское удостоверение (его форма утверждена Приказом МВД РФ от 28.09.1998 N 603), подтверждающее Ваше право на управление автомобилем только за пределами России, в том числе в Украине. Международные «права» выдаются на основании национальных «прав» без сдачи дополнительных экзаменов (п.53 Инструкции о… выдаче водительских удостоверений…, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782). Выгоды от их получения очевидны – если по дороге к границе Вас угораздит совершить нарушение наших ПДД, влекущее за собой лишение права управления, то в отсутствие национальных «прав» Вы сможете ездить по Украине с международными (п.32 Положения, утв. Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.05.1993 N 340) и прерывать путешествие не придется.
    Помните, что с недавних пор в приграничных районах сотрудники Госпогранслужбы и члены общественных объединений граждан по охране госграницы Украины наделены правом остановки транспортных средств, проверки документов водителя и пассажиров, осмотра автомобиля и сверки номеров его агрегатов (Постановление Кабмина Украины от 29.06.2004 N 821). Никакие иные права (например, по проверке содержания CO/CH в отработавших газах автомобиля) данным лицам не предоставлены. Остановка производится с помощью диска с красным световозвращателем либо рукой, указывающей на автомобиль. При этом, нельзя не отметить, что соответствующие изменения в ПДД Украины и Закон «О дорожном движении» внесены не были, согласно этим документам, правом остановки автомобилей по прежнему обладают только сотрудники милиции. Не внесены изменения и в КоАП Украины, вследствие чего карается только не остановка по требованию сотрудника милиции (ст.122-2 КоАП Украины). Тем не менее, во избежание лишних споров, лучше выполнить предписание к остановке со стороны пограничника или общественного охранника границы. Однако, активно сопротивляйтесь, если предъявляемые Вам претензии или действия выходят за рамки полномочий указанных лиц.
    Талон государственного технического осмотра. Не берусь судить об обязательности его наличия в момент пересечения границы, однако без него Вам вряд ли удастся до нее доехать. А если даже удастся, то помните, что согласно статье 37 Закона Украины от 30.06.1993 N 3353-XII «О дорожном движении» эксплуатация автомобилей, не имеющих талон ГТО запрещается со всеми вытекающими из этого факта неприятными последствиями вплоть до изъятия номеров Вашего авто. Правда, КоАП Украины подобную меру не предусматривает, но в споре с сотрудником украинской ГАИ относительно конкуренции юридических норм Вы будете в однозначно невыгодном положении: Закон о ДД говорит, что можно изъять, значит изымем. Так что перед поездкой проверьте – не приходится ли срок окончания действия имеющегося у Вас талона ГТО на период путешествия. Если да – пройдите техосмотр, так оно спокойнее будет.
Итак, как с документами на себя, так и с документами на машину у Вас порядок. Теперь давайте посмотрим, что можно ввозить в Украину без губительных последствий для Вашего кошелька и Ваших нервов.
    Перво-наперво это автомобиль, на котором Вы передвигаетесь. Пошлинам и налогами такой временный ввоз не облагается (пп. «а» ст.1, п.1 ст.2 Конвенции о временном ввозе). Однако помните, что если Вы задержитесь в Украине на срок более 2-х месяцев, то придется временно регистрировать автомобиль в ГАИ (п.29.2 Правил дорожного движения Украины, утв. Постановлением Кабмина от 10.10.2001 N 1306). При пересечении границы Вы не заполняете какие-либо бумаги, связанные с Вашим клятвенным обещанием вывезти временно ввезенный автомобиль за территорию Украины – в миграционную карту (о ней позднее) дополнительно к штампу о дате въезда просто будет поставлен штамп «ТС регистрационный N» (п.4.2 Технологии приграничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, утв. Совместным Приказом Администрации Госпогранслужбы Украины и Гостаможслужбы Украины от 24.11.2003 N 297/793).
    Не облагаются ввозными пошлинами и налогами также личные вещи автопутешественников: одежда, фотоаппарат, видеокамера, сотовые телефоны, детская коляска и т.п. (ст.3 Приложения В.6 Конвенции о временном ввозе и Дополнение I к нему, ст.252 ТК Украины). Разрешение на ввоз сотовых телефонов в количестве не более двух штук на одного человека не требуется (Приказ Госкомсвязи Украины от 21.09.2000 N 133). С собой, без уплаты пошлин и налогов, Вы можете захватить: 2 литра вина или 1 литр чего-то более крепкого, плюс 200 сигарет (ст.253 ТК Украины). Проследите, чтобы стоимость подарков родственникам или знакомым не превышала сумму эквивалентную 200 евро на каждого путешественника (ст.252 ТК Украины) и на всякий случай захватите чеки, подтверждающие стоимость подарков.
 



Примечание.
 

Порядок ввоза физическими лицами на территорию Украины личных вещей, товаров и транспортных средств содержится также в действующем Законе Украины с профильным названием от 13.09.2001 N 2681-III. Но проблема в том, что он был принят до «нового» Таможенного кодекса, установившего свои правила игры в этой области, которых совершенно недостаточно для регулирования такого ввоза. Именно поэтому по тексту статьи я ссылался на Конвенцию о временном ввозе, а не на Закон от 13.09.2001 N 2681-III, текст которого, впрочем, во многом основан на содержании указанной Конвенции.



    Денежный вопрос решается следующим образом. Иностранную валюту (к которой относятся и российские рубли) без письменного декларирования можно ввозить в сумме, эквивалентной 1 000 долларов США на одно лицо. Сумма до 10 000 долларов подлежит обязательному декларированию в письменной форме (п.3.1 Инструкции о перемещении валюты Украины, иностранной валюты… через таможенную границу Украины, утв. Постановлением Правления Национального банка от 12.07.2000 N 283). Вы можете ввезти и украинские гривны, но не более 1 000 грн. на одно лицо (независимо от возраста) с обязательным письменным декларированием (пп. «б» п.2.1 раздела 2 указанной Инструкции,). Не играйте с этим, лучше задекларировать даже 25 украинских копеек, оставшихся после прошлой поездки, чем иметь долгую и неприятную беседу с таможенниками о последствиях незаконного ввоза валюты.
    При этом Инструкция не предусматривает ограничений на ввоз банковских карточек: «ввозимая» на них сумма может быть любой, а сам факт ввоза карточки достаточно устно задекларировать (п.2 раздела 4 Инструкции). Банкоматов в крупных и не очень городах Украины в настоящее время вполне достаточно, чтобы не иметь проблем со снятием наличных, а удобство налицо – никакой головной боли на границе.
    С момента введения в действие Закона Украины от 04.11.1999 N 1212-XIV «О едином сборе, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины» и утверждения Кабмином Порядка его взимания (Постановление Кабмина от 24.10.2002 N 1569) все существовавшие до этого, обязательные платежи на границе отменены. Более того, упомянутый единый сбор с владельцев легковых автомобилей не взимается, а установление любых иных подобных платежей является незаконным (ст.ст.1, 2, 5 Закона о едином сборе, п.4 Порядка взимания сбора).
    Не предусмотрен украинским законодательством и экологический контроль легковых автомобилей, пересекающих границу Украины (п.1 Постановления Кабмина от 20.03.1995 N 198 «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу» с учетом изменений, внесенных Постановлением того же Кабмина от 28.12.2001 N 1788). О правомерности экологического контроля непосредственно на территории Украины мы поговорим чуть позже в разделе «Борцы за экологию».
    Процедура пересечения границы Украины будет выглядеть примерно так. Пишу на основании личного опыта неоднократного пересечения границы в районе г. Шебекино Белгородской области. Настоятельно рекомендую ехать в Крым именно через этот пропускной пункт, там гораздо меньше автомобилей, чем в той же Гоптивке.
    После прохождения паспортного и таможенного контроля с российской стороны пропускного пункта Вашу машину допустят к шлагбауму, предваряющему въезд на его украинскую часть. В будочке рядом со шлагбаумом находится пограничник, у которого можно взять чистый бланк миграционной карты . Не ждите, пока до Вас дойдет «машинная» очередь, покиньте свой уютный автомобиль и прогуляйтесь к будке за бланками карточки. На детей в возрасте до 18 лет карточку можете не брать – они регистрации на территории Украины не подлежат (п.п.1.3, 2.2 Инструкции о порядке регистрации иностранцев и их паспортных документов в пунктах пропуска через государственную границу, утв. Приказом Администрации Госпогранслужбы от 24.12.2001 N 773).
    Там же, около обители пограничника, размещен большой стенд с примерным образцом заполнения карточки. Учтите, что информацию об адресе принимающей Вас стороны, госномере Вашей машины пограничники требуют продублировать и на половинке «Выбытие» миграционной карточки, не смотря на то, что соответствующих полей для этого там нет, так что придется помельчить. К тому же, обычно просят указать марку машины – впишите ее в свободное место на обеих частях карточки, специального поля для этой информации в них тоже нет. Уточните у пограничника что писать об адресе принимающей стороны в случае, если Вы едете «дикарем» и заранее не знаете, где осядете.
    После того, как подойдет Ваша «машинная» очередь, отдайте пограничнику документы на себя, своих пассажиров и машину вместе с заполненными миграционными карточками. Он сверит их с документами, что-то запишет у себя в журнале и вернет все вам с предложением проезжать дальше. Предварительный фильтр пройден. У следующей будки, гораздо более внушительного размера, снова отдайте всю кипу документов в окошко. Пока пограничники будут все оформлять, Вами и Вашим автомобилем должен заняться таможенник. Обычно он ограничивается визуальным осмотром содержимого багажника и стандартными вопросами насчет запрещенных вещей и предметов, сумме ввозимой валюты и т.п. Но не стоит по этому поводу обольщаться и надеяться на «авось» — соблюдайте таможенное законодательство Украины для Вашего же блага.
    По завершению сверки и оформления пограничники должны отдать Вам часть миграционной карты «Выбытие» со штампом с датой въезда (п.2.4 Инструкции о порядке регистрации иностранцев…). Перепроверьте цифры, это очень важно. Все потому, что от этой даты начнет исчисляться срок Вашего пребывания на территории Украины без дополнительной регистрации – он составляет 90 суток (п.1.5 Инструкции о порядке регистрации иностранцев…). Собственно, эта отметка и будет Вашей регистрацией на это время, действующей, кстати, на всей территории Республики (п.1.6 Инструкции о порядке регистрации иностранцев…). Берегите карточку, при ее утере Вам сложно будет доказать на выезде законность своего пребывания в Украине, а штраф за это немаленький, в пересчете на доллары – от 60 до 130 (ст.203 КоАП Украины). К тому же помните, что от даты штампа отсчитывается и срок временного ввоза автомобиля так что в отсутствие штампа Вам вполне могут предъявить уже целый букет претензий.
 


Примечание.
 

Выше я упоминал о существовании Технологии приграничного и таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу, утв. Совместным Приказом Администрации Госпогранслужбы и Гостаможслужбы Украины от 24.11.2003 N 297/793. Согласно п.4.1 Технологии пассажиры и водитель автомобиля, по идее, могут его не покидать, все оформление должно производиться двумя инспекторами приграничного контроля снаружи, а осмотр содержимого багажника автомобиля является исключительной мерой. К сожалению, на практике требования столь лояльной к туристам Технологии не соблюдаются.



    Путь свободен? Свободен, да не совсем. На выезде вам наверняка предложат зайти в вагончик, где представительный дядечка с ходу попросит у Вас техпаспорт (напоминаю – в Украине так зачастую называют свидетельство о регистрации ТС) с целью оформить полис ОСАГО. Знайте, что Вы не обязаны на это соглашаться и условием для пропуска через границу страховка не является. Вас будут стращать злобными милиционерами и прочими напастями — не поддавайтесь. Законодательство Украины таково, что страховка ГО является обязательно необязательной. Обязательность ее наличия установлена статьей 7 Закона Украины от 07.03.96 г. № 85/96-ВР «О страховании», а необязательность – Правилами дорожного движения Украины, согласно которым, водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО только в случае заключения соответствующего договора со страховой компанией (пп.«е» п.2.1 ПДД Украины). Соответственно, нет договора – нет и обязанности возить полис. Наказание за отсутствие полиса ОСАГО действующим украинским законодательством не установлено.
    Правда, должен заметить, что совсем недавно Верховная Рада приняла Закон об ОСАГО, вступление которого в силу планируется с 2005-го года и тогда наличие украинского или международного полиса ОСАГО для въезда в Украину и движения по ее территории станет обязательным. Ну а в этом году пока можно обойтись и без страховки. И… добро пожаловать в Украину!
 


Примечание.
 

Важно! Необходимо отметить, что пункт пропуска через госграницу в районе Шебекино имеет статус межгосударственного, вследствие чего, путешественники, не являющиеся гражданами России либо Украины пересекать границу в этом месте не могут. Если уж такие иностранцы оказались в районе Белгорода, то им придется ехать в Крым через Нехотеевку (она же Гоптивка)
    Помните, что с недавних пор в приграничных районах сотрудники Госпогранслужбы и члены общественных объединений граждан по охране госграницы Украины наделены правом остановки транспортных средств, проверки документов водителя и пассажиров, осмотра автомобиля и сверки номеров его агрегатов (Постановление Кабмина Украины от 29.06.2004 N 821). Никакие иные права (например, по проверке содержания CO/CH в отработавших газах автомобиля) данным лицам не предоставлены. Остановка производится с помощью диска с красным световозвращателем либо рукой, указывающей на автомобиль.
    При этом, нельзя не отметить, что соответствующие изменения в ПДД Украины и Закон «О дорожном движении» внесены не были, согласно этим документам, правом остановки автомобилей по прежнему обладают только сотрудники милиции. Не внесены изменения и в КоАП Украины, вследствие чего карается только не остановка по требованию сотрудника милиции (ст.122-2 КоАП Украины). Тем не менее, во избежание лишних споров, лучше выполнить предписание к остановке со стороны пограничника или общественного охранника границы. Однако, активно сопротивляйтесь, если предъявляемые Вам претензии или действия выходят за рамки полномочий указанных лиц.



     Борцы за экологию

Наверное, это самые известные и одиозные фигуранты всех рассказов об автопутешествии в Украину. В подавляющем большинстве случаев бывалые российские водители советуют не останавливаться около этих «партизан». Однако, на мой взгляд, это может быть чревато непредсказуемыми последствиями. Где гарантия, что Вы не приняли за экологов сотрудников «Беркута» — специального отряда милиции, выполняющего в Украине функции нашего ОМОНа? Ведь их форма на форму сотрудников ГАИ совершенно не похожа. Можете себе представить, что будет, не останови Вы автомобиль по требованию должностного лица «Беркута». Как минимум, возлежание на капоте Вашей машины с обыском всего и вся. Логика здесь проста: не остановился, значит скрывает что-то. К тому же, в некоторых областях Украины сотрудники ГАИ одеты в очень непривычную для глаза россиян летнюю форму цвет которой можно охарактеризовать как «выгоревший хаки» или «серо-асфальтный» плюс головной убор похожий на обычную кепку, что тоже надо учитывать при принятии рискованного решения не останавливаться по знаку стоящего у обочины человека.
    Поэтому, на всякий случай, останавливайтесь по требованию любого человека, имеющего в руках предмет, похожий на милицейский жезл. А вот дальше возможны варианты.
    После остановки попросите у подошедшего человека его документы и до поры до времени не давайте свои. В настоящее время экологи очень искусно маскируются под сотрудников ГАИ, тут тебе и белая портупея и погоны, и зелено-белый жезл с прикрученным к нему световозвращателем и даже пневматический ПМ в кобуре. В общем на незнающего человека производится впечатление полной причастности эколога к органам МВД. Однако, борцы за чистоту воздуха обычно являются членами общественных объединений граждан, участвующих в охране порядка либо общественными инспекторами по охране окружающей среды, а зачастую, по совместительству, еще и казаками. Ах, как бы расстроились запорожские казаки, что писАли ответ турецкому султану, увидев, до чего опустились их «потомки».
    Если продемонстрированное Вам удостоверение содержит информацию о том, что его владелец является членом объединения граждан по охране общественного порядка, то Вы имеете полное право откланяться, поднять стекло и ехать дальше, поскольку, остановив Ваш автомобиль, общественный охранник превысил свои полномочия и нарушил п.2.4 ПДД Украины, согласно которому, правом остановки транспортного средства наделены только сотрудники милиции. При чем Вы вправе поступить так независимо от того, рядом ли с постом ГАИ происходит дело, или автомобиль ГАИ присутствует непосредственно рядом с местом Вашей остановки — Вас остановили незаконно. Если у сотрудников ГАИ есть к Вам какие-либо вопросы, так пусть они Вас и тормозят. Этот совет не относится к ситуации, когда вы были остановлены общественным охранником в приграничном районе, его полномочия в отношении Вас на территории таких районов см. в конце раздела «Пересекаем границу». Проверки CO/CH среди них нет.
    Несколько другое дело, когда остановивший Вас человек обладает удостоверением общественного инспектора по охране окружающей среды. Согласно п.5 Положения о них, утв. Приказом Минэкоресурсов Украины от 27.02.2002 N 88, такой инспектор вроде бы обладает правом остановки транспортных средств. Не будем сейчас рассуждать о прямом противоречии данного подзаконного акта Правилам дорожного движения Украины, воспримем его как данность. Так вот, согласно тому же п.5 того же Положения общественный инспектор хоть и имеет право тормозить автомобили, но проверять нормы содержания вредных веществ в выхлопе самостоятельно или в компании с другими общественными инспекторами, в отсутствие официальных представителей Минэкоресурсов, он не может. А если и проверит, то за превышение указанных норм не то что наказать, протокол составить не имеет права (ст.ст.81, 242-1 КоАП Украины, п.5 Положения об общественных инспекторах…). А если и составит, то только справочный протокол, являющийся приложением к ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004 «Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с двигателями, работающими на бензине или газовом топливе», который для Вас не опасен (о нем чуть ниже). Но не доводите до протокола, просто не давайте проверить автомобиль.
    Итак, поинтересуйтесь у остановившего Вас общественного инспектора по охране окружающей среды, нет ли где-нибудь поблизости государственного инспектора по охране той же среды. Нет? Спасибо за интересную беседу, всего доброго, удачи во всем и т.п. Заводите авто и безбоязненно уезжайте, меньше будет головной боли. Если же госинспектор имеет место быть, то помните, что в его компетенции только лишь осуществить проверку (о порядке ее проведения чуть ниже), по итогам которой, при превышении нормативов, максимум, что он может сделать – выписать штраф в размере от 17 до 51 грн. (100 – 290 руб.) (ст.81 КоАП Украины). Запретить эксплуатацию автомобиля путем снятии номеров госинспектор по охране природы не вправе.
    Безусловно, самым неприятным случаем является остановка Вашего автомобиля с целью экологического контроля сотрудником ИДПС. На официальном форуме ГАИ МВД Украины (www.sai.mia.gov.ua) просят сообщать обо всех случаях, когда имела место такая остановка, с указанием фамилии, звания и номера нагрудного знака остановившего Вас ИДПС-а, особенно, когда этот сотрудник действует в компании с общественными инспекторами и прочими «партизанами» от экологии.
    Однако, жаловаться будете потом, а сейчас разберемся, как можно выйти из данной ситуации с наименьшими потерями.

 


Примечание.
 

В соответствие со ст.81 КоАП Украины, эксплуатация гражданами автотранспортных средств, у которых отработанных газах содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы влечет за собой наложение штрафа в размере от 17 до 51 грн. (100 – 290 руб.). При этом, согласно пп. «а» п.31.4.6 ПДД Украины, эксплуатация таких транспортных средств запрещена, за что ч.2 ст.121 КоАП Украины предусмотрен штраф в размере от 8,5 до 17 грн. (50 – 100 руб.). Привлечение Вас к ответственности по обоим основаниям невозможно, поскольку это находится в компетенции двух разных органов: статья 81 в ведении Минэкоресурсов, а ч.2 ст.121 КоАП – в ведении суда.



    Вероятнее всего, свою беседу с Вами ИДПС начнет с требования предъявить экологическую карточку, грозя за ее отсутствие всеми карами небесными. Однако, Вы имеете полное право смиренно попросить сотрудника ГАИ указать, в каком именно пункте ПДД установлена обязанность водителя иметь при себе такую карточку. Ведь в необходимый и достаточный набор автодокументов, согласно п.2.1 ПДД Украины, входят:
— водительские права соответствующей категории (для украинских водителей также обязателен талон нарушений, который у нас давно отменен);
— регистрационный документ на транспортное средство либо доверенность на него (для украинских водителей, управляющих по доверенности, обязателен временный регистрационный талон, на российских водителей это требование ПДД распространяться не может);
— действующий договор ОСАГО в случае заключения такого договора.
    Как видим, никакой «экологической карточки», «талона СО / СН» и прочих подобных документов в ПДД нет. В «природе» экологическая карточка, в общем-то, существует и является закономерным результатом платной проверки сотрудниками ГАИ двигателя на дымность и пр. на основании добровольного волеизъявления граждан, при чем оплата таких услуг возможна только через банк (п.8 Перечня платных услуг, оказываемых подразделениями ГАИ МВД Украины, утв.Постановлением Кабмина от 23.05.2001 N 556, п.п.2, 3 Порядка взимания платы за предоставление платных услуг подразделениями ГАИ МВД Украины, утв. Приказом МВД, Минфина и Минэкономики Украины от 16.07.2001 N 549/333/147).
    Затем ИДПС, вероятнее всего, вспомнит о своем праве проверки технического состояния автомобилей на дороге (пп. «в» п. 2.4 ПДД Украины) и предложит Вам, вернее, Вашему автомобилю, пройти обследование на предмет соблюдения норм токсичных выбросов в выхлопных газах машины. Задайте сотруднику ГАИ вопрос, каким документом установлены эти нормы? Законный ответ может быть только один — ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004 «Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с двигателями, работающими на бензине или газовом топливе».
    Все бы хорошо, но в соответствии со ст.2, 12 Закона Украины от 17.05.2001 N 2408-III «О стандартизации» нормы стандартов (в т.ч. ГОСТов) обязательны к соблюдению только субъектами предпринимательской деятельности, коими обычные водители обычных транспортных средств не являются.
    То есть ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004 просто напросто неприменим в данной ситуации. И не важно, что в самом стандарте указано, что он, мол, применяется во время проверки автомобилей в дорожных условиях (п.1, пп. «а» п.4.2 ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004). Может и применяется, но только в отношении автомобилей, задействованных в предпринимательской деятельности. Иных же документов, устанавливающих нормы выбросов в выхлопных газах, увы, нет. Есть старый СССР-овский ГОСТ 17.2.2.03-87, но ведь он тоже ГОСТ. В результате, раз нет документов, то не может быть и проверки соблюдения их требований.
    Если ИДПС, не смотря на Ваши разъяснения, продолжает настаивать на проверке, то Вы можете либо тут же звонить с жалобой по телефону доверия ГАИ области в которой Вы сейчас находитесь (полный список телефонов здесь: http://www.sai.mia.gov.ua/?info2) , либо согласиться на проведение проверки, но с условием соблюдения всех требований по ее проведению. В частности, в ходе проверки обязательно подключение внешнего тахометра (даже если машина оснащена своим), а также прибора для измерения температуры масла (п.5.1.5 ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004, текст на украинском языке здесь – www.law.autoua.net/gost_4277-2004.htm).
    Кроме того, заранее предупредите, что, в полном соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст.28 Закона Украины от 11.02.1998 N 113/98-ВР «О метрологии и метрологической деятельности» и формой справочного протокола для оформления результатов проверки на CO/CH (приложение А к ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004) Вы обязательно будете требовать внесения в протокол сведений, подтверждающих, что измерительная аппаратура прошла проверку (аттестацию) в органах метрологического контроля, результаты которой должны быть оформлены предусмотренными документами.
    Думаю, что к этому моменту ИДПС предпочтет опустить Вас на все четыре стороны. Но нельзя исключать и того, что сотрудник ГАИ пойдет на принцип и все таки проведет проверку, которая, как удивительно, наверняка вскроет превышение всех мыслимых и немыслимых нормативов. Что же может сделать ИДПС по итогам такой проверки? Составить протокол по ч.2 ст.121 КоАП Украины, так как «профильная» статья 81 КоАП лежит вне рамок компетенции милиции (ст.222, ч.1 ст.255 КоАП Украины) и изъять номера автомобиля, поскольку превышение норм токсичности является поводом для запрещения эксплуатации авто (ст. 37 Закона Украины «О дорожном движении», п.31.4.6 ПДД Украины). Порядок действий при изъятии номеров см. разделе «Снятие номеров и штрафплощадка». Впрочем, такое неприятное развитие событий маловероятно, настоящие проверки соблюдения норм токсичности выбросов в отработавших газах автомобиля, специально на то уполномоченными сотрудниками ГАИ проводятся не так часто, а если проводятся, то в полном соответствии с законодательством.
    Обратите внимание ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004 «Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с двигателями, работающими на бензине или газовом топливе» содержит собственный протокол, предназначенный для оформления результатов измерения CO/СH (п.5.1.6, Приложение А к ДСТУ (ГОСТ) 4277-2004). Сам по себе ГОСТовский протокол вполне безобиден, в нем лишь справочно отражаются соответствующие значения измерений и все, более ничего, ни информации об ответственности, ни предписания к запрещению эксплуатации автомобиля Вы там не найдете. С точки зрения законодательства об административных правонарушениях этот протокол как-то может повлиять на процесс Вашего передвижения или состояние финансов только вместе с протоколом по статье 81 или ч.2 ст.121 КоАП Украины. Отдельно от них от не значит абсолютно ничего, просто бумажка, информирующая окружающих об уровне CO/CH в отработавших газах Вашего автомобиля.
    В настоящее время стала появляться информация, что на дорогах Крыма присутствуют люди, после остановки автомобиля, в обоснование правомерности проверки СО/СН предъявляющие удостоверение сотрудника экологической милиции. Если таковая и существует, и в удостоверении ее представителя присутствует упоминание МВД Украины, то свое общение с таким милиционером необходимо строить в порядке, аналогичном общению с «обычным» сотрудником ГАИ. Однако, замечу, что на официальном сайте УМВД Украины в Крыму, в разделе, посвященном структуре милиции на полуострове (http://www.police.crimea.ua/structure/index.html), упоминание о каких-либо подразделениях, сражающихся за экологию, отсутствует, что не может не явиться поводом для вопроса к сотруднику экомилиции, как так получилось, что он есть, а подразделения нет?


      Покидаем Украину
   Итак, надеюсь, советы этой статьи помогли Вам доехать к месту отдыха и вновь вернуться к границе Украины без особых проблем. Думаю, не будет особых проблем и с ее обратным пересечением. Остановлюсь на нескольких важных моментах.
    По информации Алексея Бойко автора сайта www.crimea.webservis.ru, посвященного как отдыху в Крыму в целом, так и законодательству для туристов в частности, на основании материалов которого готовились разделы «Пересекаем границу» и «Покидаем Украину» данной статьи, в пограничном пункте Гоптивка (он является основным на трассе М2 – Е105) к туристам, выезжающим за пределы Украины, до сих пор предъявляются требования по уплате сбора за следование через территории приграничных областей в размере 10$ с автомобиля. Это абсолютно незаконно, потому что статья №16 уже упомянутого Декрета о местных налогах и сборах, устанавливавшая данный сбор, из Декрета с 01.01.2004 исключена и соответствующие области (в т.ч. Харьковская) более не имеют право его взимать (Закон Украины от 03.04.2003 N 703-IV «О внесении изменений в некоторые законы Украины» .
    Не поддавайтесь на увещевания и размахивание устаревшими документами. Сборщики грозят проблемами с пересечением границы, однако, по словам Алексея Бойко, никто из пограничников претензий к нему по поводу неуплаты, давно отмененного, сбора не предъявлял. Впрочем, если такие претензии будут иметь место, Вы всегда можете показать сотруднику Госпогранслужбы соответствующие распечатки текста Декрета и Закона, внесшего в него изменения. При упорстве со стороны пограничника звоните при нем по телефону доверия Госпогранслужбы +38-044-212-89-63, а заодно в Западное региональное управление Госпогранслужбы +38-0572-30-26-22 и Харьковское приграничное подразделение +38-0572-30-82-72 и сообщите о его незаконных требованиях. Думаю, все вопросы будут сняты еще в период набора Вами одного из указанных номеров.
    Особых ограничений по вывозу с территории Украины алкогольных напитков (того же крымского вина) и сигарет в Таможенном кодексе нет, разве что общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать 200 евро на одного человека (ст.250 ТК Украины). Наличные гривны в сумме до 5 000 можно вывозить при условии обязательного письменного декларирования, при чем заполненная Вами декларация будет являться основанием для их обратного ввоза при следующем посещении Украины (пп. «б» п.1.1, пп. «в» п.2.1 Инструкции о перемещении валюты Украины, иностранной валюты… через таможенную границу Украины, утв. Постановлением Правления Национального банка от 12.07.2000 N 283). Сумма в размере до 1 000 долларов США (либо ее эквивалент в любой другой иностранной валюте) на одно лицо, независимо от возраста, может вывозиться на основе устного декларирования, а сумма свыше 1000 долларов и до 6 000 долларов США вывозится при условии наличия справки украинского банка на вывоз купленной в его отделении валюты по форме 01, указанной в дополнении 3 к Инструкции (п.п.1.1, 1.2 Инструкции).
    Осталось отдать пограничнику кусочек Вашей миграционной карточки, предъявить сотруднику Гостаможслужбы содержимое багажника Вашего автомобиля, и вот она – родина! После того, как пройдете наш пограничный и таможенный контроль, конечно.
 

Автору статьи особая благодарность. Однако за достоверность информации администрация ответственности не несет.

  Цены на автомобильное топливо можно узнать здесь.

вверх

главная   прошлое  |  настоящее   природа    |   гостевая

© 2006 Ἀλέξανδρος

Hosted by uCoz